Информационный час, посвящённый Памяти А.Н. Сивачева
С апреля этого года наша школа стала носить имя старшего лейтенанта, начальника 1-й пограничной заставы 86-го пограничного отряда Александра Николаевича Сивачёва.
Родился Александр Николаевич 2 мая 1918 года на хуторе Энем Краснодарского края в семье железнодорожника. После окончания 4-х классов и школы рабочей молодежи, работал в колхозе учеником в ремонтных мастерских. В 1939 году окончил Орджоникидзевское пограничное училище НКВД и был направлен в пограничные войска НКВД БССР. По окончании училища сначала был назначен заместителем командира 1-й заставы 86-го (Августовского пограничного отряда), а уже в 1941 стал начальником заставы.
На 22 июня 1941 года старший лейтенант, начальник 1-й пограничной заставы 86-го пограничного отряда (ныне 4-ая застава Гродненской пограничной группы). Погиб 22 июня 1941 года. В 1965 году А.Н.Сивачев был награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
1-й пограничной заставе Гродненской пограничной группы присвоено в апреле 1968 года имя Александра Николаевича Сивачева
Вблизи заставы установлен его бюст. В его честь в Гродно проводится Всесоюзный турнир по борьбе самбо среди юношей.
Старший лейтенант Сивачев зачислен в списки личного состава заставы навечно.
Памятная дата: Сивачев Александр Николаевич, изображение №2
Боевой подвиг
1-я застава располагалась в деревне Головенчицы в нескольких сотнях метров от границы, возле шоссейной дороги Сейны-Сопоцкин-Гродно.
Начальник заставы – старший лейтенант А.Н. Сивачёв, заместитель начальника заставы по политчасти – А.Г.Фомин, помощник начальника заставы – П.Ф.Гришко
Штатная численность заставы Сивачева была 42 человека. На вооружении (по штату): 1 станковый пулемет Максим, 3 ручных пулемета Дегтярева и 37 винтовок Мосина образца 1891/30 года, ручных гранат РГД – по 4 единицы на каждого бойца и 10 противотанковых гранат на всю погранзаставу.
В четыре часа утра 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска напали на нашу страну. Но для Александра Сивачева война началась на пятнадцать минут раньше. Заставу, которой он командовал, в 3.45 начали атаковать диверсионные отряды вермахта.
Начальник заставы успел сообщить в комендатуру, что к шоссейной дороге подтягиваются танки и мотопехота противника, а в направлении заставы двигается большая группа немецких автоматчиков, что личный состав занял круговую оборону в опорном пункте заставы. На этом связь с комендатурой прервалась.
Погибли Иван Корниенко, Анатолий Нехода, Виктор Куренко, Геннадий Кононенко, тяжело ранены в голову Пётр Доронин, политрук Фомин. Дважды ранен старший лейтенант Сивачёв. Но и они продолжали беспощадно разить фашистов. Сивачёв не расставался со станковым пулемётом. Он то и дело менял позиции, поливая фашистов свинцом. Атака гитлеровцев захлебнулась(из книги В.А.Тыльца «Граница 41»).
По воспоминаниям Якова Брыни, очевидца боя, жителя деревни Головенчицы, немцы вели огонь прямой наводкой по расположению заставы из артиллерийского орудия.
Траншеи, ходы сообщения, а иногда и блиндажи, были заранее подготовлены не только в 86 пограничном отряде, но и почти на всех заставах на советско-германской границе. По воспоминаниям Якова Брыни, Александр Николаевич вывел личный состав на углубление существующих траншей 21 июня. Круговая оборона позволила отражать атаку за атакой. По планам гитлеровцев пограничники должны были продержаться 20 минут. Оборона продолжалась 11 часов. Хотя, это тоже не факт – деревенские жители часов на руках не носили. Точно лишь то, что бой длился несколько часов и закончился после полудня.
Пограничные заставы, которые имели лишь стрелковое оружие, могли продержаться 20, максимум 30 минут до подхода регулярных частей Красной Армии. – Но из двадцати застав Августовского пограничного отряда (ныне Гродненской погрангруппы) не отступила ни одна.
Полагая, что артиллерия пограничников уже уничтожила, фашисты шли во весь рост. Но сивачевцы встретили гитлеровцев губительным огнем, заставив их отползти назад. В этом бою Сивачев был ранен. Получив подкрепление, немцы выкатили на прямую наводку три пушки и открыли по заставе огонь.
Когда пушечный обстрел прекратился, заставу атаковали немецкие танки. Гранатами один танк был подорван, но остальные прорвались к окопам и начали их утюжить. Сивачев был вторично ранен, но по-прежнему продолжал руководить своими подчиненными. В танки, которым удалось ворваться в оборону пограничников, полетели гранаты.
Застава оказалась в полном окружении, но держалась. Когда пулеметчик погиб, Сивачев лег за пулемет и продолжал стрельбу. Сам командир Сивачев несколько раз был ранен. Но силы были неравные...
«После того как Сивачёв с бойцами уничтожили 60 солдат Вермахта и ранили сотни, против них выставили тяжёлую технику. Запев песню, прадед повёл за собой оставшихся солдат с гранатами под танки. Он не вернулся, но он не мог поступить иначе», по рассказу внучки Сивачева Инны Чуковой
Выжить на этой заставе не удалось никому. Застава погибла, но не оставила своих позиций.
О пограничниках 86-го Августовского пограничного отряда бывший командующий вермахта говорит – «Обе дивизии 5-го армейского корпуса сразу же после перехода границы наткнулись… на окопавшиеся охранение противника, которое, несмотря на отсутствие артиллерийской поддержки, удерживало свои позиции до последенего».