Семинар "Эффективные методы и приёмы организации взаимодействия в условиях современного образовательного процесса"
26 октября для учителей начальных классов прошел практико-ориентированный семинар "Эффективные методы и приёмы организации взаимодействия в условиях современного образовательного процесса". Во время семинара учителя начальных классов познакомились с технологией шестиугольного обучения.
В современной образовательной среде изменилась роль учителя. Он выступает организатор образовательного пространства, координатор информационного потока. Мы должны совершенствовать свои знаний не только в предметной содержательной области, но и в умении организовать образовательное пространство, сделать знания более доступными, понятными, наглядными, расширить рамки урока за счёт использования компьютерных технологий, сетевого взаимодействия. Не стоит забывать и о том, что реализация компетентностного подхода требует работы над проектами, проведение экспериментов, создания готовых продуктов, которые потом перед общественностью или в классе нужно представить.
Вместе с тем приходится констатировать и тот факт, что с появлением интернета и гаджетов познавательный интерес учащихся к школьным предметам снизился, как и к самостоятельному поиску информации. Мы имеем дело с потребителями информации. Понятно, что в таких условиях мы должны способствовать и повышению познавательного интереса, и развитию мыслительных навыков, т.е. учить детей нестандартно самостоятельно мыслить и вообще мыслить.
Л.Н.Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...».
В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому вся работа учителя должна быть направлена на формирование у учащихся познавательного интереса, потребности узнавать что-то новое. Ученик должен быть вовлечён в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Когда подобные умения выражены, можно говорить о том, что познавательные интересы школьника сформировались. Педагог должен составляя урок, подобрать методы и приёмы работы, пробуждающие в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала. В число новых форм интерактивной организации учебной деятельности входит технология «шестиугольного» обучения, пришедшая к нам из Великобритании. Обращение к технологии «шестиугольного» обучения, как одной из форм работы на уроках в начальной школе, позволит актуализировать процесс формирования и развития языковой компетенции, которая, по мнению ряда исследователей, является базовой компетенцией. Гексагон-метод или шестиугольное обучение является одним из вариантов организации интерактивных занятий, поскольку в ходе работы предполагается тесное взаимодействие как между учениками, так и между учителем и учениками. По мнению Г. О. Аствацатурова, «лучше всего проводить такую работу в парах или малых группах, где ученики будут взаимодействовать друг с другом.
Во время семинара учителя познакомились с преимуществами и недостатками данной технологии, узнли о возможности использования шестиугольников на разных уроках, а также поработали с разными наборами шестиугольников.