17 января – День детских изобретений
Традиционно 17 января в мире отмечается День детских изобретений, или День детей-изобретателей (Kid Inventor’s Day). Праздник направлен на то, чтобы поддержать у юных граждан интерес к изучению окружающего мира, пробудить желание проявлять творческий подход к решению проблем.
Все дети от природы исследователи и изобретатели, однако, способность экспериментировать и придумывать невероятное с возрастом часто начинает угасать. Причин тому много. Однако одной из главных является представление взрослых о несерьезности и нежизнеспособности детских идей. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует об обратном.
Знаменитый впоследствии государственный деятель, американский дипломат и естествоиспытатель Бенджамин Франклин в двенадцатилетнем возрасте сделал ласты. Однажды Бенджамин, прикрепив деревянные дощечки к рукам и ногам, появился на морском берегу и обогнал товарищей в соревновании. Спустя некоторое время мальчик вновь поразил друзей, принеся на берег бумажного змея. Воспользовавшись попутным ветром, он лег спиной на воду, при этом, держась за веревку, помчался по водной глади, как под парусами. Став взрослым, Б. Франклин активно изучал электричество, испытывал металлы на теплопроводность, выяснял, как распространяется в воде звук. Он ввел обозначение электрически заряженных состояний «+» и «−», привел доказательство электрической природы молнии, предложил проект молниеотвода, впервые применил электрическую искру для взрыва пороха, получил патент на конструкцию кресла-качалки, изобрел бифокальные очки. И это лишь небольшая часть изобретательского наследия ученого. Символично, что датой Дня детских изобретений выбран день рождения именно Бенджамина Франклина – 17 января 1706 года.
Детям принадлежит и множество других ценных изобретений, пользующихся большой популярностью во всем мире. Это батут, калькулятор, меховые наушники, перчатки без пальцев, бумажный пакет с квадратным дном, фруктовое мороженое на палочке, шрифт Брайля…
В 2014 году 16-летний изобретатель из Волгодонска (Россия) Валерий Ильин придумал целый комплекс устройств, помогающий слепым людям – «Bat-1». В него входят насадка на обувь и очки. Внутри комплекса – датчики и вибромоторы. Первые «замечают» препятствие, вторые – «сообщают» о нем человеку.
В 2019 году учащиеся Минского государственного автомеханического колледжа представили систему социальной адаптации «Аватар» на выставке-презентации конкурса «100 идей для Беларуси». Механизм телеприсутствия позволяет организовывать для людей с ограниченными возможностями и нарушениями речи комплекс коррекционных и социально-реабилитационных мероприятий.
Шестиклассник Олег Козуля и восьмиклассник Артур Рудич из брестской средней школы № 9 собрали беспроводную катушку «Тесла», которая вырабатывает электрическую энергию. Прибор можно использовать для освещения при спуске в шахты, под воду, а также как зарядное устройство или зажигалку.
Девятиклассник новополоцкой средней школы №11 Владислав Буко разработал комплекс роботов сельскохозяйственной техники «Агроробот». Автоматизированная многофункциональная платформа может перемещать любые грузы, в том числе на труднодоступных участках поля. Второй робот создан для борьбы с вредителями на растениях, а третий – для посадки семян и клубней в почву.
Ученик ошмянской средней школы № 1 Денис Клепацкий разработал модель автономного устройства обнаружения и тушения локальных очагов возгорания.
Сергей Халявин, ученик 11 класса школы № 1 Кушвы Свердловской области, придумал компьютерную мышку для людей без рук.
В День детских изобретений в мире проходят многочисленные демонстрации новых изобретений. Это реальный повод порадоваться детским достижениям, поощрить юных изобретателей и вдохновить на новые открытия.
НИО
по материалам сайта https://rlst.org.by