Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 11 человек

Армейская школа

Дата: 19 февраля 2021 в 22:49, Обновлено 22 февраля 2021 в 18:39
180 просмотров

Своими воспоминаниями о службе в Вооруженных Силах СССР делится учитель физической культуры и здоровья СШ №26 Заяц Святослав Сергеевич.
Недавно подопечные Святослава Сергеевича, учащиеся средней школы № 26 Гродно Егор Толстокоренко, Никита Чирков, Владислав Обухович и Александр Бидный одержали победу в соревнованиях по зимнему многоборью «Защитник Отечества» среди школ и гимназий Октябрьского района областного центра. Это радостное событие стало поводом для того, чтобы окунуться в воспоминания об армейских буднях, вновь и вновь, спустя годы, проанализировать те события и задуматься о стезе своих учеников.

   В рядах Советской Армии мне довелось служить в 1984-1986 годах. В активе были квалификация преподавателя физической культуры и два месяца работы учителем физической культуры Большешестаковской восьмилетней школы, что находилась в  Дятловском районе Гродненской области.  Ещё в школьные годы в приписном свидетельстве был указан род войск: ПВО. Так я  оказался  в учебной части войск противовоздушной обороны, что находилась недалеко от города Ленинград (теперь Санкт-Петербург). Обучали военным специальностям: оператора захвата, оператора наведения и др. После шести месяцев службы и сдачи экзаменов подготовленных военных специалистов отправляли в войска в разные уголки СССР, а меня оставили в учебной части в должности заместителя командира взвода. 1 ноября 1986 года был уволен в звании старшины. Последние полгода службы исполнял обязанности старшины батареи (роты).

   Армии я благодарен. Она сделала из юноши мужчину, вселила уверенность в себе, «расширила мои горизонты», укрепила физически. Со мной служили ребята многих национальностей, национальных меньшинств из всех республик огромного Советского Союза. У всех разные менталитеты, характеры, обычаи, взгляды на жизнь и службу. Однако последняя предъявила ко всем одинаковые требования независимо от национальной или религиозной принадлежности.

   Многое помнится из тех двух лет … Самые первые впечатления службы от суровой (до -36 градусов) с высокой влажностью зимы. Ранки на теле загнивались,  долго не заживали, мороз и ветер пробирали до мозга костей.  Рукам  даже в рукавицах было холодно держать ствол карабина. Плохо приходилось тем солдатам, кто впервые надел кирзовые сапоги и не умел поначалу обматывать ноги портянками или пренебрегал этим «искусством». Иной раз, второпях, после команды «Подъём», чтобы только успеть одеться и вовремя стать в строй, кое-кто просто накидывал на сапоги портянки, а затем совал в них ноги. И вот в такой «обувке» предстоял кросс, утренняя зарядка или строевая подготовка. В этом случае кровавые мозоли были гарантированы.

   В памяти остались щемящее чувство ожидания весточки от родных, девушки, радость от чтения и перечитывания полученных писем, Военная присяга, виды боевой техники: зенитно-ракетные комплексы на боевом дежурстве, вечно вращающиеся радары, аппаратные, в которых, словно виртуозные пианисты поражали ошеломляюще быстрыми действиями  офицеры, обучавшие нас работе на спецтехнике.  Навсегда врезались в память строевые марши, песни, спортивные городки, полоса препятствий. С последней  связаны особо приятные воспоминания, так как уже на первом году службы я по ней выполнил первый разряд, а на втором году преодолел её ещё на восемь секунд лучше и занял первое место в части. В армии чётко выполняется принцип «делай как я». Будучи сам хорошо подготовленным физически и принимая каждые полгода новое пополнение, уделял развитию физических качеств солдат большое внимание. Бег на длинные дистанции (3 или 7км), занятия в спортгородке, преодоление полосы препятствий – были непременным условием каждого учебного дня. Бегали в строгом строевом порядке, по четыре солдата в шеренге, шаг в шаг. От звуков раздававшихся беговых шагов возникало ощущение силы и монолитности рядов взвода. Отставать было нельзя. Если кто-либо всё же отставал метров на 300-400, то взвод разворачивался и бежал назад, чтобы помочь отставшим. Если на перекладине по приказу командира необходимо было выполнить, скажем, 20 подъёмов переворотом, а солдат этого сделать не может, то стоящий с ним в паре партнёр будет двадцать раз помогать ему оказаться на вершине перекладины. К  дембелю сержанты и старшины «учебки»  сами брали на себя обязательство сделать сто подъёмов переворотом. Такими методами, придуманными не мной, формировался высокий уровень физической  подготовленности и морально-волевые качества защитников Родины.

    Немало было  в армейской жизни курьёзов. Вот один из них. В «мёртвый сезон» (так называется период службы, когда в учебной части курсанты, сдавшие экзамены отбыли в войска, а новое пополнение ещё не прибыло к месту службы или малочисленно) дневальными по батарее заступили военнослужащие из солнечного Узбекистана, слабо понимавшие русский язык. Я в этот день заступил дежурным по батарее и стал их непосредственным начальником. Проверяя чистоту уборки казарменных помещений, я зашёл в туалет и обнаружил, что одно отделение, «толчок», как мы называли, до краёв полно нечистот.  Выйдя в коридор, приказываю одному из дневальных: «Толчок», засорился, иди и «пробей» его». На нашем сленге это означало: найти проволоку, пошурудить там и спустить, таким образом, нечистоты в канализационную трубу. Примерно через час, подойдя ко мне бодрым строевым шагом, на ломаном русском языке солдат доложил: «Товарищ старший сержант, пробил!» Я проверять. Подхожу…  Смотрю вниз и убеждаюсь… точно пробил…  железным ломом перекрытие с второго этажа второй батареи на первый этаж третьей батареи! Вот когда я понял истинное  значение слова! Стены туалета на первом этаже оказались разукрашенными  в стиле абстракционизма. Однако ценителей подобной живописи не нашлось. Пришлось моему подопечному претерпевать неблагоприятные последствия своих необдуманных действий.

   За время службы я многое узнал, многому научился,   много прочувствовал, а самое главное – оставил о ней в своей душе трепетное  и уважительное отношение. Это настроение и отношение  к военной службе, физической подготовке стараюсь транслировать на старшеклассников во время уроков и внеурочной работе. Юноши становятся физически крепкими, выносливыми, обладающими знаниями, умениями и навыками, морально-волевыми качествами, что поможет им успешно адаптироваться к высоким физическим и психологическим нагрузкам предстоящей военной службы и усвоить обязанности защитника Отечества. Учащиеся СШ №26 Толстокоренко Егор, Чирков Никита, Обухович Владислав, Бидный Александр, участвуя в соревнованиях по зимнему многоборью «Защитник Отечества»,  заняли первое место среди школ и гимназий Октябрьского района г.Гродно. Егор и Никита мечтают стать спасателями, Владислав в будущем видит себя военным, десантником, а мечты Александра ещё не обрели чётких очертаний. Кем бы не стали наши ребята, уверен, они будут достойными гражданами Республики Беларусь.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.