Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»
13.05.2021 года для учащихся VIII–XI классов был организован очередной информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Смотри и помни» (к 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны).
Почетным гостем проекта была ветеран труда, представитель Совета ветеранов Октябрьского района г. Гродно Шабанова Наталья Анатольевна.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Ведущий, Лапина Инна Казимировна (классный руководитель VIII «А» класса) ознакомила учащихся с ходом мероприятия, а содержание информационного блока осветили выступающие: Евкович Сергей, Тышкер Борис, Лойко Ярослав, Колесник Денис (учащиеся VIII «А» класса)
«Перед памятью время бессильно»
Докладчик Евкович Сергей рассказал о расстановке сил перед началом войны. Он сказал, что 22 июня в Беларуси отмечается День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. В этот день в стране вспоминают тех, кто ценой своей жизни выполнил долг по защите Родины, всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений.
На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив Договор о ненападении, начала войну против Советского Союза. Началась реализация плана «Барбаросса», согласно которому немецкое военное руководство рассчитывало провести молниеносную войну и одним ударом разгромить СССР.
На территорию Беларуси наступала самая мощная группировка немецких войск. Вражеская авиация бомбила железнодорожные узлы, аэродромы, а также Брест, Гродно, Волковыск, Барановичи и другие белорусские города.
Второй докладчик, Тышкер Борис, познакомил с информацией о деятельности диверсионных групп на территории СССР. 22 июня первыми движение у советской границы заметили пограничные наряды. Затем над головами пограничников начали проплывать самолеты с черными крестами. После раздались оглушительные разрывы снарядов и мин. Линейные заставы погранотрядов в 4.00 были подвергнуты сильному артиллерийскому и минометно-пулеметному обстрелу. После первых ошеломляющих залпов, неизбежного минутного замешательства раздались голоса командиров: «Застава, в ружье!»
Под прикрытием артиллерии немецко-фашистские войска начали форсировать пограничные реки. От западного берега стали отчаливать лодки, плоты с пехотой противника, на восточный берег начали выбираться плавающие танки, которые, не задерживаясь, двинулись на восток, выходя к основным магистралям и дорогам. Для уничтожения пограничных застав были выделены специальные отряды автоматчиков.
Стойкость пограничников, их массовый героизм нарушили планы германского командования, которое выделяло на подавление пограничных застав 30 минут. Пограничники держались от нескольких часов до нескольких суток.
Голуб Александр рассказал о подвиге Александра Сивачева, имя которого носит наша школа с 16 апреля.
Утром 22 июня 1941 года тяжелые взрывы артиллерийских снарядов потрясли здание второй заставы Августовского погранотряда. Пограничники во главе со старшим лейтенантом А.Н. Сивачевым вступили в неравный бой с гитлеровскими захватчиками.
Первая атака врага захлебнулась. Не выдержали фашисты огня пограничников и при повторной атаке. Оставив на поле боя десятки убитых, они отступили. Взбешенные неудачей, гитлеровцы возобновили артиллерийский обстрел. Вражеский самолет сбросил на заставу несколько бомб. Начальник заставы был дважды ранен, но продолжал руководить боем.
12 часов сражались пограничники против врага, численно превосходившего их в несколько раз. Вдохновленные личным примером героизма старшего лейтенанта А.Н. Сивачева, они бились до последнего патрона, но врага не пропустили.
Следующий докладчик, Лойко Ярослав, рассказал о защите Брестской крепости. К 9 часам утра 22 июня гитлеровцы захватили Брест и полностью окружили крепость, однако ее защитники оказали упорное сопротивление захватчикам. Отдельные группы советских воинов продолжали сражаться в крепости до 20-х чисел июля 1941 года.
Мощное сопротивление встретили немецкие войска и к югу от Бреста, где 22 июня 1941 года советская 75-я стрелковая дивизия под командованием генерала Семена Ивановича Недвигина совместно с кораблями Пинской военной флотилии в районе Малориты остановила наступление 53-го немецкого армейского корпуса.
Несмотря на ожесточенные бои, советским войскам не удалось остановить наступление врага. Уже к исходу 22 июня германские войска продвинулись в Прибалтику на 60-80 км, в Беларусь – на 40-60 км, в Украину – на 10-20 км.
В первые дни войны войска Западного фронта вели тяжелые оборонительные бои в Беларуси, наносили контрудары. Бойцы Красной Армии продемонстрировали беспримерное мужество и самоотверженность, что привело к полному крушению плана молниеносной войны.
Последний выступающий, Колесник Денис, сообщил информацию о П.П. Котельникове. 20 апреля 2021 года в Москве на 92 году жизни умер Петр Павлович Котельников – последний из остававшихся в живых защитников Брестской крепости.
Петр Котельников родился в 1929 году в Пензенской области. Рано лишившись родителей, мальчик оказался в одном из детских домов Ростовской области. Там он научился играть на альте, и в 1940 году его вместе с четырьмя товарищами забрали воспитанником в музыкальный взвод 44-го стрелкового полка (Брестская крепость).
В последний мирный день юные музыканты репетировали у Северных ворот Брестской крепости. Под утро их разбудил сильный удар. Котельников увидел раненых, убитых и понял: это уже не учения, а война. Юный защитник Брестской крепости, которому едва исполнилось 12 лет, с первых минут войны помогал раненым, носил им боеприпасы, еду, воду, так как оружие ребенку не давали. Он стал прототипом главного героя российско-белорусского художественного фильма «Брестская крепость».
Свою послевоенную жизнь Петр Котельников связал с армией. Принимал участие в боевых действиях на территории Эфиопии, выполняя интернациональный долг. Служил в Западной группе советских войск в Германии.
Свою военную карьеру Петр Котельников закончил в звании полковника. Среди его многочисленных наград есть и орден Красной Звезды за выполнение интернационального долга в одной из африканских стран. Ежегодно 22 июня приезжал в крепость, где когда-то принял свой первый бой.
В завершении, иллюстрируя свое выступление видео-презентацией, выступила представительФ Совета ветеранов Октябрьского района г. Гродно Шабанова Наталья Анатольевна. Она рассказала, что тревожное дыхание войны ощущалось уже весной 1941 года. На западных территориях СССР действовали диверсионные группы врага. Страна не была готова к войне, но все понимали, что ее не избежать.
В годы войны на фронтах Великой Отечественной сражались более 1,3 млн белорусов и уроженцев Беларуси. Войсковыми соединениями во время войны командовали 217 генералов и адмиралов – белорусов. Имена многих наших соотечественников стали легендарными, их знали на всех фронтах. В боях под Москвой отличились Лев Доватор, Александр Лизюков, Петр Сыченко и многие другие. В одном из боев на Курской дуге летчик Александр Горовец сбил девять вражеских самолетов. Зинаида Туснолобова-Марченко вынесла с поля боя 128 раненых бойцов. Петр Куприянов в бою за освобождение Латвии закрыл своим телом амбразуру дзота. В этой войне Беларусь потеряла каждого третьего жителя – память о них будет жить вечно.
22 июня 2021 года исполнится ровно 80 лет с начала Великой Отечественной войны. Самый длинный день 1941 года стал началом долгой и трудной дороги к Победе. Большинству из тех, кто принял на себя первый удар фашистов, не суждено было дожить до взятия Берлина.
Заканчивая информационный блок, учащиеся VIII «А» класса представили презентацию о героях-белорусах, защищавших свою Родину (Л.М. Доватор, Г.А. Половченя, А.Н. Катрич, В.З. Хоружая, ВП. Дрозд, А.К. Горовец, З.М. Туснолобова, М.Ф. Шмырев).
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Ведущие организовали обсуждение информации, полученной в ШАГе 1. по следующим вопросам:
1. Почему война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной?
Учащаяся 8 «А» класса Соколова Александра сказала, что это самая крупная война в истории человечества. Она захватила огромную часть страны, в ней участвовали миллионы людей и длилась она целых четыре года. Отечественная – потому что эта война для нас была справедливой, направленная на защиту своего отечества.
2. Как вы понимаете слова «Перед памятью время бессильно»?
Все дальше, в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти и должны жить вечно имена тех, кто ценой своей жизни отстояли свободу. Время не должно ослабить память последующих поколений о стойкости и мужестве нашего народа. И то, что нашей школе присвоено звание героя-пограничника А.Н. Сивачева, глубоко символично и значимо.
3. Какой из фильмов о войне произвел на вас самое сильное впечатление?
Учащийся 8 «Г» класса Гапоник Ярослав. Фильм «Мы из будущего». Совмещение реальности и фантастики очень удачный прием, который привлекает внимание молодежи. Главные герои, молодые люди, - «черные следопыты». Для них предметы войны – средство заработка. И вдруг герои попадают в самый тяжелый год войны – 1942, и приходится взять оружие и сражаться. Возвращаются они в свое время уже другими, война разбудила в них человечность.
Учащаяся 8 «А» класса Старовойтова Карина. Фильм «В июне 41-го». Прекрасный многосерийный фильм, в котором на фоне героической борьбы советского офицера-пограничника разворачивается романтическая история любви.
4. Какую роль, на ваш взгляд, играет кинематограф в формировании уважения к героическому прошлому нашей Родины? (Этот вопрос мы адресовали приглашенному гостю Шабановой Наталье Анатольевне)
Наталья Анатольевна ответила словами В.И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Несомненно, кино – это один из лучших способов увековечить память о героях. И в первую очередь кино документальное.
5. Над чем заставляют задуматься нас, современников, события, отраженные в фильмах о войне?
Участники дискуссии назвали свои ассоциации:
- О гордости за свой народ;
- О жизни и смерти;
- О подвиге и предательстве;
- О невыносимых страданиях и стойкости;
- О человечности и бесчеловечности;
- О нежелании повторения войны;
- О связи исторического прошлого с настоящим.
В ходе общения участники диалога выразили уважение к великим свершениям своего народа и достойным страницам прошлого.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»:
Сегодня особую актуальность в Беларуси приобретает сохранение исторической памяти, осознание роли Великой Отечественной войны. Необходимо формировать эмоциональную, личностно значимую сферу молодежи, которая будет отрицать войну, критически относится к попыткам пересмотра ее.
Предлагаем следующие шаги:
- собрать информацию о родственниках учеников наших школ, принимавших участие событиях войны;
- разработать экскурсионные маршруты Памяти по местам концлагерей, шталагов, гетто;
- участвовать в встречах с людьми - носителями исторической памяти (ветеранами, детьми войны), записывать их воспоминания.