Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования
5 мая 2022 г. учащиеся IX классов приняли активное участие в реализации проекта «Школа Активного Гражданина» (ШАГ), по изучению истории Великой Отечественной войны. Тема единого информационного часа была обозначена следующим образом: «Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн».
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках организационно-мотивирующего этапа мероприятия ведушие познакомили учащихся с содержанием информационных блоков информационного часа
- «Открытие второго фронта» (выступила Гордей Юлия)
- «Освободительный поход Красной Армии в Европу» (выступила Митько Мария).
- «Международные конференции» (Крымская (Ялтинская) конференция (4-11 февраля 1945 г.) – выступил Шикута Мартин, Берлинская операция (16 апреля – 8 мая 1945 г.) – выступила Поух Анастасия, Потсдамская конференция (17 июля –2 августа 1945 г.) – выступила Капралова Агата)
- «Нюрнбергский процесс (20 ноября 1945 г. – 1 октября 1946 г.)» (выступил Кардаш Арсений).
Обсуждение вышеперечисленных информационных блоков проходило в форме дискуссии, изначально в рамках каждого блока педагоги провели для ребят исторический экскурс, который базировался на объективном фактологическом материале с использованием конкретных исторических источников по данной теме. Учителя истории актуализировали знания учащихся о важнейших операциях войск Красной Армии и ее союзников в 1944-1945 гг. в Европе, акцент был сделан на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Заключительный этап Второй мировой войны»).
Стоит отметить, что особая роль при изучении новой темы отводилась инициативным группам учащихся, которые подготовили для своих сверстников информационные сообщения про Крымскую и Потсдамскую конференции, Освободительный поход Красной Армии в Европу, Нюрнбергский процесс.
В завершении знакомства с содержанием каждого блока, педагоги обозначали для учащихся ряд актуальных вопросов для последующего обсуждения, что способствовало активному вовлечению учащихся в дискуссию, а также качественному закреплению полученных знаний.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Знакомство с содержанием и обсуждение тематических блоков вызвало активный интерес у учащихся, ребята активно задавали интересующие их вопросы, делились собственным мнением, давали содержательные ответы на поставленные педагогами проблемные вопросы, а именно:
- Какие важнейшие операции осуществили войска Красной Армии в 1944-1945 гг. в Европе? Какие страны были освобождены от германских захватчиков?
- Как вы думаете, почему система международных отношений, сложившаяся после Второй мировой войны, получила название Ялтинско-Потсдамская?
- Когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии? Была ли атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки необходимой для разгрома Японии? Какие цели преследовало руководство США, принимая решение об их бомбардировке?
- На Международном военном трибунале в Нюрнберге была отмечена опасность возрождения фашизма в любой форме. В чем его значение?
Самыми активными во время обсуждения были Палкин Алан, Андрушкевич Илья, Голуб александр, Мирошниченко Илья, Цывинский Давид.
ШАГ 3 «Мы подводим итоги»
В заключении обсуждения темы единого информационного часа, учителя истории попросили учащихся высказать свое аргументированное мнение по вопросу почему сегодня принципиально важно помнить уроки Второй мировой войны?
Также учащимся в ходе подведения итогов было предложено записать воспоминания родственников или знакомых, которые жили в военное время, о том, как люди встретили весть о победе над фашистской Германией.