Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»
16.06 в прошёл информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» на тему: «Лето – время действовать. Самоуправление – это школа юного лидера!». В ходе которого ребята попытались разобраться с понятиями «лидер» и «лидерство». Для чего нужен лидер в самоуправлении? В чем заключается роль и функции лидера?
Форма: информационная беседа с элементами игрового тренинга.
Ход проведения:
І этап. Организационный
Организация внимания детей, рассадка, создание доброжелательного настроя.
ІІ этап. Вступительное слово
– Добрый день, друзья. Сегодня мы поговорим о том, кто такой лидер, как развивать в себе лидерские способности и где их применять в жизни.
Тема нашей встречи «Лето – время действовать.Самоуправление – школа юного лидера». Сегодня мы с вами попытаемся разобраться с понятиями «лидер» и «лидерство».
Для чего нужен лидер в самоуправлении? В чем заключается роль и функции лидера?
На выбор педагога проводится либо игра
«Скульптурная композиция», либо «Проникнуть в круг» с целью тренировки лидерских умений.
Игра «Скульптурная композиция»
– Предлагаю вам построить скульптурную композицию «Наш отряд в конце обычного дня» в течение 5 минут.
Один из вас должен стать главным скульптором, а остальные становятся «частями скульптурной композиции».
Главный скульптор может выбрать себе помощников-строителей.
Выполнение условия игры (до 3 мин.)
Обсуждение вопросов:
– Справился ли главный скульптор со своими обязанностями?
– Как он(а) организовал(а) построение скульптурной композиции?
– Как себя чувствовали остальные участники?
Игра «Проникнуть в круг»
– Давайте образуем тесный круг, всячески препятствуя попаданию в него водящего, которому нужно за 3-5 минут попасть в круг, используя разные инструменты влияния: уговоры, угрозы, обещания, ловкость, хитрость, убеждения и др.
Повторить с 3-5 водящими.
После этого обсуждаются стратегии поведения игроков:
– Какие стратегии чаще всего использовали водящие?
– Что было общего в стратегиях?
– Что оказалось эффективнее?
ІІІ этап. Основной этап
Шаг 1. «Мы узнаем»
Блок 1. Самоуправление
В Кодексе Республики Беларусь об образовании зафиксировано, что обучающиеся имеют право на участие в управлении учреждением образования. Оздоровительный лагерь, образовательно-оздоровительный центр относятсяк воспитательно-оздоровительным учреждениям образования. Реализовать право на участие в управлениивоспитанники могут посредством участия в самоуправлении, являющемся одной из важнейших форм социализации и подготовки подростков к самостоятельной жизни. Ценности и приоритеты самоуправления связаны с ценностями и содержанием воспитания, которые определены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и других нормативных правовых и программных документах. Самоуправление способствует формированию ценностного отношения к себе и окружающим, проявлению инициативы и активности, получению опыта практической деятельности и формированию ответственности за свои действия, а также усилению идеологической и гражданско-патриотической направленности процесса непрерывного воспитания.
Самоуправление призвано способствовать формированию готовности воспитанников в будущем активно участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (законопослушного гражданина, избирателя, члена общественных организаций и др.), готовности самостоятельно принимать решения в сфере государственно общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Участие в решении общих проблем способствует выработке качеств,необходимых для преодоления трудностей социального взаимодействия.
Самоуправление как система организации жизнедеятельности коллектива обеспечивает развитие самостоятельности воспитанников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей совместно с педагогическим коллективом и руководством учреждения образования. Обеспечить вовлечение воспитанников в решение управленческих задач возможно за счет привлечения их к деятельности органов самоуправления.
Органы самоуправления – это избираемые непосредственно воспитанниками органы, наделенные полномочиями по решению определенного круга вопросов. Динамичность и вариативность развития органов самоуправления предусматривает соответствие их структуры целям деятельности воспитанников, содержание этих целей меняется в зависимости от задач, стоящих перед временным детским объединением. Содержание самоуправления включает следующие основные направления деятельности:
-
гражданское и патриотическое воспитание;
-
формирование здорового образа жизни;
-
реализация права на образование;
-
реализация права на труд;
-
реализация права на объединение;
-
развитие и реализация общественно значимых инициатив воспитанников;
-
взаимодействие и сотрудничество самоуправления с родителями, семьями,
-
государственными учреждениями, общественными объединениями и др.
Основным условием успешного развития и функционирования органов самоуправления является непрерывная, систематическая педагогическая поддержка всех его участников. Она осуществляется через взаимодействие представителей и органов самоуправления с руководством учреждения образования, педагогом-организатором, отрядными педагогами.
Блок 2. Кто такой лидер?
Лидер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – человек, который ведет людей за собой, выражая и реализуя ценности той или иной социальной группы.
Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях объединения участников для совместной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей и интересов каждой личности и группы в целом.
Лидер – индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения членов группы) качествами и способностями, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Лидер обладает привлекательным социальным имиджем, авторитетом, популярностью в группе людей. Он служит образцом для подражания, своеобразным эталоном для других членов группы.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболееавторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Участники самоуправления видят в лидере защитника своих прав, интересов и потребностей. Делегирование лидеру определенных прав и полномочий по отношению к отдельным участникам или группе (командовать, принимать решения, распределять обязанности, контролировать, оценивать и т. д.) обеспечивает его высокий статус в самоуправлении и, следовательно, ответственность перед его участниками.
Шаг 2. «Мы размышляем»
– Давайте определим основные функции лидера. Что такое функции лидера?
Это те задачи, роли и обязанности, которые выполняет лидер в ученическом самоуправлении.
Мозговой штурм «Что должен делать лидер?»
– Каждый по очереди попробует сейчас ответить на вопрос
«Что должен делать лидер самоуправления?», предлагая свои оригинальные ответы и стараясь не повторять ответы других участников.
Педагог фиксирует ответы участников на большом листе бумаги.
В результате получается перечень (список) возможных функций лидера.
Участники знакомятся с этим перечнем и определяют 5-10 важнейших функций лидера.
Педагог обобщает и сообщает, что основными функциями лидера являются:
-
управленческая (руководящая, организаторская и т. д.);
-
коммуникационная (организация общения, взаимодействия участников
-
ученического самоуправления);
-
ценностно-ориентационная (ориентация участников на социально значимые
-
ценности, личностный пример);
-
информационная (информирование, организация обмена информацией между
-
участниками и т. д.);
-
методическая (использование методов, методик, приемов лидерской работы,
-
организации совместной деятельности участников и т. д.);
-
рефлексивно-оценочная (оценка и самооценка, анализ совместной работы);
-
прогностическая (составление прогноза о будущей деятельности ученического самоуправления, проблемах и перспективах).
Шаг 3. «Мы действуем!»
Упражнение «Идея на миллион»
Тем ребятам, которые представляют отрядное самоуправление, предлагается выступить в качестве экспертов (5-7 человек). Остальные воспитанники объединяются в четыре команды.
Все выполняют условие упражнения (раздать письменные принадлежности, бумагу).
– Дорогие друзья, после того, как мы обобщили ваши знания о самоуправлении и лидерстве, давайте попробуем сформулировать и написать на листе бумаге свою идею, предложение для деятельности самоуправления в оздоровительном лагере/образовательно-оздоровительном центре. Запишите идею. Время на выполнение задания – 5 минут.
Представление идеи.
Обсуждение идеи с действующим самоуправлением в отряде.
– Что можно сделать самостоятельно, сформированной командой?
– Что можно реализовать только всем вместе?
– Для реализации каких идей нужна помощь педагогов, администрации оздоровительного лагеря/образовательно-оздоровительного центра, родителей или социума.
ІV этап. Заключительная часть
Метод рефлексивной деятельности «Рассказ по кругу»
.