Путешествие в страну Словарию. Сетевой учебный проект по русскому языку для учеников 2-4 классов.
Наше путешествие по стане Словарии продолжается. На этой неделе мы оказались на станции "Лексическая"
Пришло время сделать остановку на станции “Лексической”. Для начала мы определились с тем, что такое лексика, и узнали, какую работу нам предстояло выполнять на этой станции.
Из уроков русского языка мы знаем, что самой важной единицей нашего языка является слово. Словарный состав любого языка огромен, а особенно такого богатого языка, как русский. Количество слов сосчитать невозможно. Некоторые слова уходят из употребления, появляются новые слова. Некоторые слова в своей речи используются практически все. Например, слова “кошка”, “дом”, “улица” и другие, употребляют и дети , и взрослые , а некоторые слова используют только люди определённых профессий. Например, слова "ультразвук", "гиперплазия", "паралексия" употребляют в своей речи только врачи. Раздел науки о языке, изучающий лексику, называется лексикографией. В свою очередь лексикография занимается словарями, в том числе и тем, как их правильно составлять.
Задание, которые организаторы проекта приготовили для ребят четвертых классов, оказалось самым трудным, а, самое главное, очень интересным и полезным. Ведь нам предстояло поработать с текстом А. С. Пушкина и составить разные словарики: орфографический , толковый, синонимический.
Итак, мы получили хорошо всем знакомое стихотворение А.С. Пушкина.
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Наше задание составить толковый словарь. Правда, этого нам показалось мало. Мы разделились на небольшие группы и решили составить все три словарика. Нам пришлось много поработать. На помощь пришли и наши дорогие мамы, и интернет, и школьные библиотекари. Выполняя это сложное задание, мы расширили свой словарный запас, узнали значение старых слов, научились подбирать синонимы и проверили умение находить орфограммы в тексте. Мы сравнивали свои работы, сверяли правильность выполнения с листом оценивания.
<font face="georgia, serif"> Благодаря работе Савчук Софии, Щербы Яны, Хрищанович Полины, наша </font>команда выполнила свое задание, сделав такой толковый словарь.
<iframe src="https://docs.google.com/document/d/12yB9ARBHMfJ4_1jQFOkJDaIs0v0pEIt9qr-Gorbxtoo/pub?embedded=true" width="100%"></iframe>