10.12. Родительское собрание в сети онлайн "Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся. Взаимодействие семьи и школы в воспитании и социализации старшеклассника."
Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся. Взаимодействие семьи и школы в воспитании и социализации старшеклассника.
10.12.2020 «Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Ф. М. Достоевский
Конфликт — столкновение или борьба, враждебное отношение, противоречие. Модель поведения формируется в детстве. Будет ли ребенок в школе конфликтовать, можно определить, наблюдая за ним в семье. Ведь именно здесь формируется модель поведения сына или дочери. В семьях тоже не обойтись без ссор. То, как их улаживают, видят дети, и соответственно впитывают это в себя. А затем применяют. И, если в семье проблемы решаются путем разговоров и компромиссов, то в случае подобной ситуации, ребенок поступит так же. А дети из семей, где имеют место быть частые конфликты между родителями, чаще конфликтуют с учителями и сверстниками.
Интернет-зависимость - патологическое пристрастие человека к проведению большей части времени в Интернете. Основную группу риска составляют дети и подростки. Интернет-зависимость порождает негативное влияние на их психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они отказываются отвлечься от компьютера, становятся капризны, раздражительны, агрессивны. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом. Неподвижность за компьютером ведет к гиподинамии, она приводит к сколиозам позвоночника, головным болям, застойным явлениям в суставах, атрофии мышц, нарушениям зрения и снижению иммунитета.
Для возникновения интернет-зависимости у детей и подростков существует множество причин: недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей, сложности обучения в школе, отсутствие серьезных увлечений, интересов, хобби. Но одним из важнейших факторов, конечно, является семья и отношения в семье. Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании. Неумение организовать детский досуг, не желание родителей привлекать подростка в различного рода кружки или спортивные секции, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете, общаясь в чатах.
Профилактика интернет-зависимостей:
Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа в день Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.). Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.). Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм.
Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. Важно ограничение на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
Интернет - безопасность Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей: суицид-сайты; сайты-форумы потенцинальных самоубийц; наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»); сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); сайты порнографической направленности; сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки); сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества; секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).
Опасные группы – рыжий лис, розовые пони, огненные феи. Необходим фильтр для вредоносной информации, родительский контроль и т. д. Употребление психоактивных веществ (алкоголизм, табакокурение, наркотическая зависимость, курительные смеси) Нет такого человека, кто бы не знал о вредном воздействии психоактивных веществ на организм человека, особенно детский организм. Поэтому в стране введен закон о запрете курения в общественных местах, запрещено производить, ввозить и распространять наркотики. Те, кто это правило нарушает, преследуются по закону. В школе с учащимися регулярно проводятся беседы о вреде воздействия табака и алкоголя, наркотиков на организм человека. Важно, чтобы был положительный пример здорового образа жизни и со стороны родителей.
В последние несколько лет во всех школах и средних специальных учебных заведениях проводится социально психологическое тестирование в сети интернет на выявление склонностей к отклоняющемуся поведению учащихся, в т.ч. употреблению ПАВ, чем лечить. Аутоагрессивное поведение – это намеренное причинение себе вреда.
Выделяют два основных вида аутоагрессивного поведения – самоповреждение и суицидальное поведение. Самоповреждение - намеренное нанесение себе физических или моральных повреждений, но без цели умереть. Такое поведение рассматривается как шантажное, демонстративное и манипулятивное. Но тщательно скрывается и реализуется без свидетелей, для многих это своеобразный способ донесения информации о собственном страдании, а также единственное средство регуляции эмоционального состояния, чтобы заглушить еще более сильные, невыносимые эмоции (моральной боли, гнева, тревоги, чувства пустоты, отчаяния). Подростки с самоповреждающим поведением относятся к группе повышенного риска по совершению суицидальной попытки в будущем. К тому же, никогда нельзя быть уверенным в тяжести и в последствиях причиняемого повреждения. И, к сожалению, иногда эти действия заканчиваются «очень печально».
Суицидальное поведение Суицидальное поведение – намеренное, осознанное стремление к смерти. Это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Все дети и подростки отличаются повышенной чувствительностью и восприимчивостью, еще не развитыми способами преодоления конфликтов и стрессовых ситуаций. К тому же, у детей еще не сформировано осознание конечности смерти. К наиболее распространенным причинам суицидов у детей относятся: социальное сиротство (заброшенность); причины, тесно связанные с проблемами ближайшего окружения: развод родителей, повторный брак родителей, алкоголизм в семье, конфликтная обстановка в доме, болезнь и потеря близких. У подростков наиболее частые причины суицидальных попыток также связаны с близким окружением: неразделенная любовь; конфликты с родителями и сверстниками; страх перед будущим, одиночество.
Важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых Причины могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребенком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей становится вполне казалось бы понятная — загруженность на работе. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребенка, проверить уроки, проследить за чистотой одежды. А разговоры «по душам» со своим чадом уходят на второстепенный план. В такой ситуации находятся многие семьи. И все же это не тупиковая ситуация. Родители должны понимать, что успех воспитания зависит не только и не столько от количества времени, проведенного с ребенком, а прежде всего от качества общения. Положительный пример родителей, взаимоуважение, забота друг о друге, отсутствие вредных привычек в семье гораздо больше влияют на ребенка, чем длительные нотации.
На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и социума. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. С одной стороны, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, пассивность. С другой стороны, родители недовольны чрезмерными нагрузками и равнодушием педагога. Однако, сотрудничество этих сфер необходимо для формирования всесторонне развитой личности.
Школа — это второй дом. Во-первых, учащиеся большинство своего времени проводят именно в школе, а дома они продолжают то, что задали на уроках: выполняют учебные задания. Во-вторых, школа дает необходимый уровень образования. В-третьих, именно школа обладает квалифицированными специалистами с определенной педагогической подготовкой, которые всегда помогут ребенку в трудной ситуации. В школе ребенок получает жизненный опыт и знания, она дает возможность работать в коллективе и реализовать себя в группе. Школа и семья сегодня являются основными социальными институтами, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Одним из начальных этапов построения образовательного взаимодействия является определение педагогических принципов сотрудничества между семьей и школой: принцип гуманизаци, принцип полилога, принцип социального партнерства; принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей. Рекомендации для родителей по предупреждению конфликтов Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия; Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд; Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий; Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка; Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе; Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему– либо; Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом; Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями; Не ставьте отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов; Любите свои семьи, разговаривайте «по душам» с детьми, воспитывайте детей положительным примером и вам удастся избежать проблем связанных с поведением детей. Памятка для родителей «Безопасный Интернет» Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по этому океану информации. Меры предосторожности Побеседуйте с детьми. Первое, что необходимо объяснить: нахождение в Интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Значительная часть опасностей, подстерегающих пользователя, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми. Дети должны четко понимать: если они лично не знают человека, с которым общаются в Сети, это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни, что запрещено. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее. Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в своих интересах. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания. Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни. Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывайте, советуйте, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете. Научите своих детей правильно реагировать, если их кто-то обидел в Сети или они получили/натолкнулись на агрессивный контент. Расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться. Убедитесь, что на компьютере, которым пользуются ваши дети, установлены и правильно настроены средства фильтрации. Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное путешествие по Всемирной сети.