Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 11 человек

ШАГ «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»

Дата: 8 апреля 2021 в 17:05, Обновлено 12 апреля 2021 в 17:14
151 просмотр

8 апреля 2021 года для учащихся VIII–XI классов был организован очередной информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»

8 апреля 2021 года для учащихся VIII–XI классов был организован очередной информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»

Почетным гостем проекта был отец Илья­–священник храма «Всех белорусских святых». Выступая перед аудиторией, отец Илья акцентировал внимание на том, что нравственность – это система правил поведения в обществе. Не следует ее считать только христианской добродетелью, это понятие свойственно всем людям в независимости от народа или культуры. В любом обществе есть понятие, что есть хорошо, а что есть плохо для данного общества. Понятие нравственности само по себе достаточно просто – это жизнь по совести, по внутреннему убеждению, воспитанному на добродетели по отношению к ближнему.

Как правило, понятие нравственность – толкуют как жизнь в обществе по установленным правилам морали поведения в данном обществе. Я полагаю, что нравственность заложена самим Господом в наше естество, и мы интуитивно чувствуем, что дозволено, а что нет. Нарушение нравственности не преследуется государством, но преследуется самим обществом. Нарушая законы нравственного поведения, само общество отвергает провинившегося, а быть изгоем — это тяжкая ноша.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Ведущие, Мукомолов Карина и Ковш Виктория (9А класс ) ознакомили учащихся с ходом мероприятия, а содержание информационного блока осветили выступающие: Шумило Елизавета (9А класс ), Оверко Анна (9В класс ), Порошенко Вадим (9А класс ) и Медяновский Вадим (9В класс ).

«О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»

Докладчик Шумило Елизавета говорила о том, что человеческое сообщество все более активно и настойчиво вступает в информационную эру, выходит на новые рубежи научно-технического знания, осваивает передовые коммуникационные технологии. Но в то же время в этом глобальном по своим масштабам процессе, как никогда еще в истории, все тяжелее и болезненнее ощущается дефицит добра и человеческой теплоты в отношениях между людьми. Современный научно-технический прогресс значительно опередил по своим темпам нравственный прогресс, что при сохранении прежних нравственных проблем породило новые формы бездуховности, жестокости, насилия, враждебности.  Проблема гуманизации, «очеловечивания» человека становится одной из приоритетных задач развития современного общества.

Своеобразным стержнем внутреннего мира человека являются нравственные ценности, которые занимают особое место среди множества проявлений человеческой духовности. Поэтому сегодня все более активно поднимаются вопросы духовно-нравственного характера.

В повседневном общении представления о нравственности достаточно часто ассоциируются с такими выражениями, как «быть человеком», «жить по-человечески», «человеческие законы», «поступать по совести», «работать по совести», «относиться с уважением» и др. Человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, ответственность, честность – эти и другие качества, проявляясь в жизни человека, превращают нравственность из теоретической конструкции в реально существующий феномен.

Второй докладчик, Оверко Анна, затронула тему духовных ценностей белорусского народа.

В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют:

любовь к Родине, которая проявляется в уважительном отношении к родному краю, заботе о сохранении и приумножении его богатства;

терпимость – умение прислушаться к чужому мнению, уважение к людям с другими взглядами, религией;

толерантность, выражающаяся в отсутствии вражды, в склонности к компромиссам, поиске справедливости без насилия.

Одной из традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной (национальной, территориальной, социокультурной и т.п.) общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Именно в отсутствии чувства социального или национального превосходства, в мирном сосуществовании с другими народами проявляется миролюбие белорусов. Поэтому практически все люди, которые приезжают в Беларусь, выделяют наше гостеприимство.

Прошенко Вадим рассказал учащимся о Премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», которая присуждается ежегодно за выдающиеся произведения литературы и искусства, активную деятельность в гуманитарной области, способствующую сбережению и приумножению национального культурного достояния, воспитанию у молодежи любви к Отечеству, утверждению духовных ценностей и нравственных традиций, идей человеколюбия, милосердия и благотворительности. Духовное возрождение – дело общее. Закономерно, что с самого начала премия «За духовное возрождение» не ограничивалась рамками православного вероисповедания. Настоящая душа широка, щедра и дружелюбна. Именно такова душа Беларуси, душа белорусского народа, который умеет ценить единство и выстраивать его.

Белорусская премия «За духовное возрождение» по-своему уникальна. В один день из рук Президента получают награды абсолютно разные люди. Известные деятели культуры и искусства, отмеченные званиями и наградами, и самодеятельные артисты. Музейные работники и библиотекари, медики и педагоги, священнослужители и светские люди.

По итогам 2020 года присуждены пять премий «За духовное возрождение». Ими отмечены трудовые и авторские коллективы, представители религиозной и образовательной организаций за активную деятельность в гуманитарной сфере, которая содействует сохранению и преумножению национального культурного достояния, воспитанию у молодежи любви к Отечеству, укреплению духовных ценностей и идей гуманизма.

Объединяет лауреатов одно: каждый из них неустанно трудится, чтобы мы с вами стали духовно и культурно богаче. Порою труд этот бескорыстен, а награда из рук Президента неожиданна. Но она нужна. И не столько самим лауреатам, сколько всем нам. Это знак: Родина помнит и ценит своих подвижников – людей, сильных духом.

Последний докладчик, Медяновкий Вадим, остановился более подробно на личности ушедшего из жизни митрополита Филарета, почетного Патриарший экзарха всея Беларуси. Он был настоящим героем Беларуси. Митрополита Филарета очень любили и любят верующие, он считается одним из самых уважаемых белорусских архипастырей. Церковные и светские власти отмечают его большой личный вклад в духовное возрождение белорусского общества, развитие отношений между церковью и государством, воспитание в людях милосердия и христианских ценностей, воссоздание храмов и церквей.

Подвижническая просветительская деятельность почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета, его большой личный вклад в духовное возрождение белорусского народа были отмечены высокими государственными наградами: орденами Отечества III степени, Почёта, Дружбы народов, Франциска Скорины, и другими. За многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога в 2006 году митрополиту Филарету было присвоено звание «Герой Беларуси».

 ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущие организовали обсуждение информации, полученной в ШАГе 1. по следующим вопросам:

           1.Духовность, нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. Что для вас означают эти понятия?

Учащаяся 9 «А» класса Мисюк Анна сказала, что мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные – нравственность и духовность. Они взаимосвязаны между собой, да, конечно, и они часто определяют друг друга, но это просто разные вещи.

В чем же различие между ними? Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Это правильное отношение укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Нравственность связана с определенными действиями человека.

Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем.

2. Достижения в каких сферах деятельности отмечаются присуждением премии «За духовное возрождение»?

«Премия Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение" присуждается ежегодно за выдающиеся произведения литературы и искусства и активную деятельность в гуманитарной области, способствующую сбережению и приумножению национального культурного достояния, воспитанию у молодежи любви к Отечеству, утверждению духовных ценностей и художественно-нравственных традиций, идей человеколюбия, благотворительности и милосердия», – ответил Чушель Адам, учащийся 9 «А»

3. Как вы думаете, почему уделяется особое внимание сохранению и развитию национального культурного наследия, воспитанию у молодежи любви к Отечеству, утверждению духовных ценностей и нравственных традиций, идей человеколюбия, благотворительности и милосердия?

Мартишик Даниил (учащийся 9 «Б» класса) подчеркнул, что культура лежит в основе идеологии государства. Без нее не могут быть полноценными ни человек, ни общество. Отказ от нравственных самоограничений в современном мире приводит к кровопролитным конфликтам и войнам.

По его мнению, культура является фундаментом, на котором формируется и развивается любая нация, определяется ее жизнеспособность и творческий потенциал.

4. Какими высокими государственными наградами за личный вклад в духовное возрождение белорусского народа отмечена подвижническая просветительская деятельность почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета?

Торопова Елизавета (учащаяся 9 «В» класса) перечислила высокие государственные награды почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета: «Орденами Отечества III степени, Почёта, Дружбы народов, Франциска Скорины, и другими. За многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога в 2006 году митрополиту Филарету было присвоено звание «Герой Беларуси»».

5. Какие нравственные нормы поведения являются для вас основополагающими в вашей жизни? Почему?

Участники дискуссии перечислили следующие нравственные правила:

  • здороваться и прощаться;
  • делать добро;
  • прощать людей;
  • относиться к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе;
  • не опаздывать.

Учащиеся просмотрели видеоролик “Притча о гвоздях”, который вызвал оживлённое обсуждение среди ребят. Так учащуюся 9В класса Косьяненко Марию восхитил способ воспитания, который бал описан в притче.

Ребята обсуждали способы убеждения, которые используют их родители. Учащиеся обменялись мнениями по вопросу о способах воздействия и стимуляции нравственного поведения.

 В ходе общения участники диалога затронули следующие темы: духовно-нравственное развитие молодежи, духовные и нравственные ценности, национальные культурные ценности, человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, ответственность, честность, бережное сохранение и развитие культурно-исторического наследия, гражданственность, патриотизм, толерантность, терпимость, любовь к Родине, христианские принципы, справедливость, трудолюбие, миролюбие.

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»: 

Беседа с представителем духовенства оставила глубокий след в сердцах ребят и в рамках данного этапа учащиеся продолжить встречи с представителями церкви в рамках классных и информационных часов с приглашением родителей, чтобы продолжить разговор о нравственности и духовном становлении личности молодого поколения.

Ребята поддержали идею о проведении выставки-конкурса   “Пасхальный сувенир”.

Цели и задачи конкурса:

1. Привлечение учащихся к социально активной деятельности, популяризация духовного и культурного наследия христианства;

2.   Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей;

3. Развитие и реализация творческой деятельности и потенциала учащихся.

          Завершением встречи стал видеоролик «О пчеле и мухе», в котором даётся напутствие о том, чтобы на многотрудном жизненном пути, прежде чем совершить какой-либо поступок, люди научились спрашивать себя: доброе ли это дело? по совести ли я поступаю, по-человечески ли?

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.